Как правильно ставить цели?

Вопрос «как правильно ставить цели» — очень актуален для многих из нас, особенно в начале года.

В глубине души мы надеемся, что наступающий год станет для нас более успешным и более удачливым. Но для того, чтобы это состоялось, нужно что-то начать делать по-другому.

И сегодня — отличные новости:
в наступающем году у Вас есть возможность определить для себя, поставить цели — по-другому!

Да, все верно, речь идет об алгоритмах целеполагания.

Существует много разных подходов в вопросе о постановке целей.

Самым известным является принцип SMART /заглавные буквы от английских слов, обозначающих, какой должна быть настоящая цель: Specific — Measurable — Attainable — Relevant — Time-bounded/.

Таким образом, согласно этого принципа, ЦЕЛЬ должна быть:

Specific (конкретность) — максимально ясной и конкретной, т.е. при ее постановке следует отчетливо представлять конечный результат.

Measurable (измеримость) — измеримой, т.е. нужны определенные критерии, по которым вы узнаете, что цель достигнута. Кроме того, необходимо подобрать не только конечные, но и промежуточные критерии оценки.

Attainable (достижимость) — достижимой с точки зрения внутренних ресурсов и внешних факторов.

Relevant (релевантность) – т.е. соотноситься с другими целями (в том числе и со стратегическими), и работать на их достижение.

Time-bounded (определена во времени) – иметь конкретные сроки достижения.

Недавно познакомилась с аналогичной ему русско-язычной версией КИРПИЧиК:

Конкретна — /Что именно?/
Измерима — /Когда? Где? Сколько?/
Реалистична — /Вижу! Верю!!!/
Привлекательна — /Хочу! Хочу!!!/
Интегрирована — /Соответствовать другим целям и ценностям/
Четко сформулирована — /Кратко. Ясно. Однозначно/
и Критериальна — /Неплохо бы заранее определить критерии достижения цели: иначе как ты узнаешь, что пора пить шампанское?!/

В русской интерпретации известны еще такие аналоги SMART, как:

КРЕДО || Цель – Конкретная – Реалистичная/Результативная – Единицы измерения – Достижимая – Определенная во времени

ВОДКА || Цель – Высокая – Определенная во времени – Достижимая – Конкретная – Амбициозная

Вроде все кратко, ясно и понятно…

Как правильно ставить цели?

Однако, практика показывает, что все равно эти принципы не всегда срабатывают…

Во всех этих логичных моделях отсутствует одна очень простая вещь
Какая? Об этом и поговорим на вебинаре — «Как правильно ставить цели?»

В рамках этого вебинара готова не только дать теорию, но и предложить практические рекомендации по Вашим конкретным целям.

Поэтому, пишите ответы на вопросы в комментариях и я обязательно их прокомментирую:
1. С какими трудностями Вы сталкиваетесь с точки зрения целеполагания?
2. В каких областях жизни Вам труднее всего поставить цели?
3. В каких областях жизни Вам хотелось бы провести изменения / получить результаты в следующем году?

Жду Ваших ответов и до встречи на вебинаре «Как правильно ставить цели?»

Гульнара Эмирали

PS: приглашение на вебинар будет отправлено ТОЛЬКО тем, кто напишет ответы на вопросы.
У меня принцип простой: взаимодействую с теми, кто включен в процесс. Да, все так просто! 🙂

 

About the Author

Ваш комментарий:





47 комментарии

Катя - 13.02.2018 Ответить

Решила, что сделаю все, что бы этот год не прошел в пустую, и взяла листик с ручкой что бы написать цели на год. Но столкнулась с тем что не знаю как это сделать. Недавно нашла статью, которая помогла правильно поставить цели: http://streethacker.ru/motivatsiya/kak-pravilno-postavit-tseli-na-god.html
Всем советую)))

Александр - 18.01.2014 Ответить

Гульнара,
Спасибо, за восхитительный вебинар по целям, от 17 января! Два слайда презентации вызвали сдвиг точки сборки, медленно прихожу «в себя». 🙂
Делюсь кое-какими мыслями вслед вебинару, почему ещё не работает принцип SMART.
Действительно, увлеченность принципом SMART, как и его разновидностью КИРПИЧиК, переоценена. Наивно думать, что одного этого принципа достаточно. Даже ежедневная работа с целями по принципу SMART не приблизит ни на шаг к желаемому результату.
На самом деле, чтобы заработал SMART, нужно использовать принцип ВЭРП (Время, Энергия, Ресурсы и Площадка). Т.е. необходимо располагать в достаточном количестве: Временем (например, выделить 1 час в день, 3 дня в неделю, 5 лет, всю жизнь), Энергией (психической, ментальной, биохимической, топливной и т.д.), Ресурсами (например, деньги, инструменты), и должна быть доступной Площадка (например, место для реализации проекта, рабочий офис, теннисный корт, творческая мастерская, или даже точка приложения силы). Если SMART не работает, в этом нет ничего удивительного, значит не соблюдён принцип ВЭРП.
Но даже ВЭРП недостаточно, потому что необходим ещё компонент Т (Технология). Без Технологии (ноу-хау, метод, инструкция) ВЭРП бесполезен.
SMART, ВЭРП и Т – это как три шага, и, на каждом шаге, предыдущий шаг, каждый раз, переосмысливается и корректируется. Но, для того, чтобы желаемое стало действительным, чтобы Мечты воплотились в Реальность, и этих трёх шагов недостаточно. Кому интересно, какого ещё волшебного ингредиента не хватает, чтобы всё это заработало, добро пожаловать на программы к Гульнаре Эмирали. 🙂

    Гульнара Эмирали - 19.01.2014 Ответить

    Александр, спасибо за такой отзыв 🙂 Твои размышления по поводу SMART и ВЭРП отлично дополняют наш разговор в пятницу. У меня, кстати, сегодня утром тоже произошел инсайт по целям. Не поверишь, я его назвала: ключевой фактор успеха в целеполагании 🙂 Нет, это не мои программы 🙂 В общем, спасибо!

Мадина - 17.01.2014 Ответить

уфф, пятница наконец-то, прав был начальник когда говорил что в год лошади мы будем пахать и ржать :)))
появилось время зайти к вам и написать о пробах ставить цели по Седоне, первая цель на основе рекомендаций в вебинаре — «разрешаю себе доверять мужу на благо себе и окружающих», первый вопрос который возник на это «а неужели раньше не разрешала?», шокирована в общем, было над чем подумать.
после таких запросов к себе появилась острая потребность в массаже 🙂 отходила 5 дней, тело расслабила, теперь цель выглядит как-то проще 🙂

    Гульнара Эмирали - 19.01.2014 Ответить

    Порой работа с целями вызывает ответную реакцию на уровне тела. Мы годами, а порой десятилетиями «утрамбовывали» то, что чувствуем куда-подальше, чтобы не видеть и не слышать самих себя. Мнение Хейла Двоскина таково: «Время не лечит, оно только позволяет загнать наши переживания поглубже». Что делать, если пошла реакция тела? Во-первых, спокойно к этому относиться, принимать. Во вторых, дать время телу на восстановление — подобные процессы еще одно свидетельство «мудрости» тела. И помним, если есть принятие, то скорость «восстановления» увеличивается за счет отсутствия сопротивления. Вот так все просто. Мадина, спасибо большое, что подняла этот вопрос.

      Мадина - 23.01.2014 Ответить

      Добрый день, Гульнара!

      Спасибо за ваше время что вы нам уделяете!
      Про утрамбовывание переживаний я интуитивно уже пришла к пониманию этого. Как раз искала метод как все вытащить, не могла найти связку тело-эмоции, а тут как-то само все получилось.
      На днях нашла классное упражнение для тела, тоже пробую.
      Чаще получается быть open mind — классное состояние, когда без привязки.

Гулия - 08.01.2014 Ответить

По Седона-методу работаю уже года полтора, довольно часто использую, иногда бывают периоды даже ежедневной работы, но меня хватает не надолго, где-то на неделю, потом начинаются пропуски, сначала небольшие, потом более длительные. Короче, как говорят врачи, симптоматическое лечение: что-то сильно забеспокоило, какая-то сильная эмоция пошла, «симптом» какой-то — седонюсь, а системно — дольше недели пока не получалось.
Причина, мне кажется, в том, что не умею работать с целями правильно: буквально все проблемы, с которыми поделились участники обсуждения здесь, на странице блога, я находила у себя в той или иной мере. И поэтому с большим интересом ожидала вебинар.
Вебинар произвел глубокое впечатление. Впервые в жизни я слышала разбор проблем работы с целями, выходящий за рамки принципа SMART.
Потому удивила формулировка: «я разрешаю себе мечтать и понимать свои настоящие желания »
А что, так можно формулировать свою цель?
Привыкла формулировать цели в формате: сделать то-то и то-то к такому-то сроку. (Формулировать-то привыкла, а достигать целей, например, в личной сфере в таком формате как-то не получается)
А «мечтать и понимать свои настоящие желания» — как-то для меня неопределенно звучит, а где критерии достижения этих целей, и есть страх, что не достигну или не пойму, что достигла — то ли есть результат, то ли нет.
Хотя такая цель звучит для меня довольно захватывающе — как-то разучилась мечтать и чувствовать свои желания, кажется, что всю жизнь следовала чужим навязанным желаниям… После вебинара есть понимание, что «правильная» именно для меня формулировка придет ко мне в результате регулярной работы с целью.
Воодушевили четкая группировка проблем и четкие рекомендации в каждом случае.
И, хотя было сказано, что не обязательно этим рекомендациям следовать, мне очень важно было услышать такое видение этих проблем, потому что благодаря ему появилось лучшее понимание, как работать с собой и своими целями. Начала работать над целью, следуя рекомендации «выдержать 30-ти дневный формат».
Считаю такой «разбор полетов» очень важным и полезным для себя, потому что пока я периодически впадаю в ступор от обилия своих проблем, и бывает, не знаю, за что хвататься.
Гульнара, спасибо большое за вебинар!

Татьяна - 08.01.2014 Ответить

Вебинар прошел и наконец-то решила написать, причем, отследив свое стойкое сопротивление. И опять все про цели… Я уже приняла для себя формулировку «разрешаю себе…» и вдруг сегодня поняла откуда такое сопротивление: сама формулировка и дальнейшее отпускание запускают внутренние процессы, которые просто выталкивают из привычной и удобной зоны комфорта, в это страшно…
Гульнара, спасибо тебе за вебинар, который позволил увидеть очередные свои страхи и затыки!

    Гульнара Эмирали - 08.01.2014 Ответить

    Татьяна, спасибо тебе и другим участникам вебинара. Если что-то увиделось, значит был сделан еще один шаг к… себе, правда?

Александр - 04.01.2014 Ответить

Отметил для себя, во время вебинара, где происходит сбой, когда мы слышим: «Чтобы достичь цели, надо сначала отпустить цель». Может получиться глупая ситуация, например: «Почему, если я хочу получить бутерброд, я сначала должен расхотеть бутерброд??? Что за бред?!» И так получается, потому что мышление по привычке услужливо подменяет: отпустить = не хотеть = стать равнодушным = забыть. И, в результате, технология перестает работать. Батарейка заменяется на резистор. Процесс останавливается. Тонкий, незаметный момент.

Александр - 04.01.2014 Ответить

Пока смотрел слайды и слушал материал, заготовил такую шпаргалку-напоминалку на будущее:

ЦЕЛЬ – ЦЕЛЫЙ – ставить ЦЕЛЬ – быть ЦЕЛЫМ – то есть без раздвоенности внутри – без конфликта между «надо» и «хочу» – «цель», по-английски – AIM – I AM – Я ЕСТЬ – то есть БЫТЬ сначала, делать затем

Александр - 04.01.2014 Ответить

Гульнара, спасибо, за вебинар, было очень по-новогоднему. 🙂 А вот тот прообраз групповой работы он-лайн, во второй части – будет ли продолжение на регулярной основе? Очень ценное чувство, когда проблема другого участника разбирается в группе, и видишь себя со стороны. Многие, наверное, «варятся в собственном соку».

    Гульнара Эмирали - 04.01.2014 Ответить

    Да, я планирую скоро запустить закрытую часть проекта, где подобные вебинары будут проводиться на регулярной основе.

Эдуард - 03.01.2014 Ответить

Здравствуйте, Гульнара!
В ЛИРа зацепило, что это легко! Хотелось бы понять как легко, потому что у меня все очень все сложно получается с целями. Цели у меня есть, мне они интересны, и точно смогут порадовать, но все равно, что это может быть и легко. Заинтриговало! 🙂

Гулия - 03.01.2014 Ответить

И еще — важный вопрос: а во сколько все-таки вебинар? У нас с Москвой разница в часах — 2 часа, а не 3. Если в 17:00 Мск. то это в 19:00 Алматы, или если в 20:00 Алматы, то это в 18:00 Мск.

    Гульнара Эмирали - 03.01.2014 Ответить

    Гулия, спасибо большое за корректировку!
    Проверила разницу по времени… 🙂 Простите, ошиблась. Вебинар начнется в 18.00 мск или в 20.00 в Алматы!

    Гульнара Эмирали - 03.01.2014 Ответить

    Вебинар в 18.мск! Гулия, спасибо за поправку.

Гулия - 03.01.2014 Ответить

Поздравляю всех с наступившим Новым годом! Желаю всем добиться в этом году всего, что Вы наметите! Чтобы этот год был продуктивным, принес много радости и чувство удовлетворения от реализации поставленных целей!
Ответы на вопросы:
1. С какими трудностями Вы сталкиваетесь с точки зрения целеполагания?
Ставлю цель, могу даже проработать шаги к продвижению, но на следующий день кажется, что и цель — не та, и шаги к ней уже не актуальны, и по факту делаю уже что-то совсем другое. И в итоге просто уплываю от первоначальной цели куда-то очень далеко.
2. В каких областях жизни Вам труднее всего поставить цели?
В области личной эффективности и саморазвития.
3. В каких областях жизни Вам хотелось бы провести изменения/получить результаты в следующем году?
В области личной эффективности и саморазвития.

Ольга - 03.01.2014 Ответить

C Новым Годом!
Цели вроде бы есть, но, наверное, они не совсем четкие. И это несмотря на то, что есть очень важные и насущные проблемы, которые обязательно надо решать. Нет алгоритма достижения целей. И есть страх.
Хотелось бы изменений и прогресса и в личной жизни и в профессиональной.

Светлана - 02.01.2014 Ответить

С Новым Годом, Гуля и все, кто будет завтра учиться!
Мои ответы:
1. Есть страх опять не достичь поставленных целей и опять ( еще больше и горше?) разочароваться с себе .

2.Трудно ставить цели по бизнесу и вообще в доходах.

3. Хочу улучшений в своем деле и до вебинаров запишу все суммы, которые я хочу)

Светлана Романенко

Василий - 01.01.2014 Ответить

C Новым годом! Здравия и благоденствия.
1) Не сталкиваюсь
2) Понятия не имею
3) Сверх уже поставленного, ничего определённого

    Гульнара Эмирали - 02.01.2014 Ответить

    Василий, даже интонации слышу 🙂 Кто сказал, что люди меняются? 🙂 Очень рада тебя видеть на страницах моего блога.

Раушан - 30.12.2013 Ответить

Всех участников блога — с наступающим Новым годом ! Всем всех благ !Гульнара а тебе ВСЕГО в многократном размере ! 1 ) Недавно поняла . что ставлю стратегические цели достигаемые в более длительном сроке и вижу конечный результат в идеальном виде. И вроде тактические шаги тоже знаю.и появляется мысль -» столько много надо сделать !»смогу ли?» в итоге сопротивление, откладывание ,сомнения » так иду или не так иду?»
2) нигде не сложно ставить цель — сложно выполнить. Область личной эффективности начинает тормозить.Начинаю думать , что не хватает ресурсного состояния, но видимо дело в том, что хочу сделать- все и сразу
3)Хочу получить результат в области личной эффективности —
а) научиться быть гибкой
б)» сьесть кусочек слона » и получать от этого удовольствие. Получается это мое желание а чтобы стало целью надо расписать по СМАРТу ?

    Гульнара Эмирали - 02.01.2014 Ответить

    Раушан, спасибо большое за теплые слова! У меня самой одна из целей на этот год — повысить личную эффективность, так что этот вопрос затронем обязательно.

Александр - 30.12.2013 Ответить

Гульнара, с наступающим Новым годом, желаю много-много инсайтов и достижений в 2014! 🙂
1. Как сформулировать не слоган и не ещё одно «надо», а чтобы выстреливало.
2. Ну, не бывает же таких областей… 🙂
3. Собственный мозг!

Сергей - 30.12.2013 Ответить

Почему только женщины? Может не для мужчин это?

1. С какими трудностями Вы сталкиваетесь с точки зрения целеполагания?

Трудность — не понятно чего хочу. Цель вроде есть, но не понятно хочу ли я этого или нет. Моя цель не деньги. Деньги это лишь вознаграждение за то, о чем мечтаю.

2. В каких областях жизни Вам труднее всего поставить цели?
Трудно сказать. В общем областей то много. И проблема даже не в какой-то конкретной области а в том, что назвать целью. Есть какие-то планы которые ставишь и выполняешь. А ! Вот! Есть желание, но заставить себя не могу бегать по утрам. Это цель?

3. В каких областях жизни Вам хотелось бы провести изменения / получить результаты в следующем году?
Хочу начать бегать. Хочу разработать и проводить расширенные тренинги риторики и ораторского для студентов ВУЗов ну и для тех кому эта тема интересна. Ораторское мастерство как базовый навык. Но тут опять же хочу ли ? Сам себе ответить не могу.

    Гульнара Эмирали - 30.12.2013 Ответить

    Ура! Мужчины к нам присоединились! Благодарю Вас, Сергей и Александр! 🙂 Всех с наступающим 🙂

Аля - 30.12.2013 Ответить

1) стараюсь просто жить и плыть по течению, не прорабатывая шагов к продвижению цели. От этого, зачастую, много энергии затрачивается и наступает разочарование. А также, быстро загораюсь и быстро унываю, если не получается.
2) и 3) все касается личной жизни. Иногда, мне кажется, что уже все, не судьба.

Елена - 30.12.2013 Ответить

1. Не ставила себе никогда долгосрочных целей, не умею жить ожиданием чего-либо где-то в будущем. C рождением ребенка в этом году стало сложнее планировать что-либо вообще.
2. В любых, потому что мне, похоже, нужно учиться ставить себе цели.
3. Хочу монетизировать свое хобби, решить квартирный вопрос и скорректировать отношения с мужем (где я не только мама его ребенка…)

    Гульнара Эмирали - 30.12.2013 Ответить

    Классическое целеполагание «грешит» тем, что зачастую в результате приходится жить ожиданием чего-либо в будущем… И у Вас совершенно обоснованно возникает тому сопротивление 🙂 На вебинаре покажу алгоритм снимающий это и не только это противоречие. Так что, до связи! 🙂

Ольга - 30.12.2013 Ответить

Добрый день, Гульнара
1. я их страха отказываюсь от некоторых целей . а какой страх не могу классифицировать
2. наиболее трудными являются цели в области взаимоотношений
3. и есть желание переехать на другое место и начать делать что-то другое

    Гульнара Эмирали - 30.12.2013 Ответить

    В качестве идеи к размышлению, Ольга: а действительно есть необходимость классифицировать свой страх? Наше желание понять, дать всему определение зачастую лишь уловки разума оставить все как есть и не выходить из существующей зоны комфорта…

Наталья - 30.12.2013 Ответить

Добрый день, Гульнара!
Там много всего происходит, что просто некогда ставить цели, а потом сама страдаю от того, что не понимаю, куда я иду, тем ли вообще занимаюсь. Это касается всех сфер жизни. В новом году прежде всего хотелось бы поставить цели по всем сферам, которые не касаются работы.

    Гульнара Эмирали - 30.12.2013 Ответить

    Наталья, Ваш запрос кое в чем перекликается с запросом Динары. Будьте готовы к тому, что разговор продлится точно больше часа 🙂

Мадина - 30.12.2013 Ответить

С наступающим всех!
мои ответы:
1. цели сложно обосновать
2. в личной сфере труднее всего. цель стоит — забеременеть и родить ребенка, либо усыновить. все упирается в реализацию, потому что не от одной меня все зависит. общее понимание у нас есть. кто-то хочет активно, а кто-то пассивно.. как сделать так чтобы все члены семьи действовали сообща на пути к цели?
3. в личной сфере конечно же 🙂

    Гульнара Эмирали - 30.12.2013 Ответить

    обязательно затрону вопросы обоснования целей, спасибо за вопрос, Мадина. И, конечно же, остановимся на целях, в реализацию которых вовлечены другие люди.

Dinara - 30.12.2013 Ответить

Я тоже как будто в вакууме. Вроде бы надо двигаться, и что то делать. НО, все это уже до боли знакомо и скучно!

Yelena - 29.12.2013 Ответить

1. С какими трудностями Вы сталкиваетесь с точки зрения целеполагания?
— считаю что не умею ставить сильные долгосрочные цели, мне как-то и так хорошо, что не знаю чего захотеть. В то же время, мне нужны такие цели, мой опыт показывает что я получаю удовольствие от жизни именно в процессе достижения целей. Хотелось бы научиться мечтать и понимать свои настоящие желания.
2. В каких областях жизни Вам труднее всего поставить цели? — в области личных отношений и семьи, все что касается чувств и эмоций
3. В каких областях жизни Вам хотелось бы провести изменения / получить результаты в следующем году? — хочу поменять сферу деятельности, заняться тем, что мне на самом деле интересно и научиться на этом зарабатывать

    Гульнара Эмирали - 29.12.2013 Ответить

    Что за вечер! Вопросы один другого лучше! 🙂 Чувствую, 3-го будет жарко 🙂

Татьяна - 29.12.2013 Ответить

1. Мое стойкое отвращение и сопротивление любым целям несколько ослабло, но все равно присутствует.
2. Труднее всего ставить личные цели, касающиеся взаимоотношений.
3. В личной!

    Гульнара Эмирали - 29.12.2013 Ответить

    Конечно, Татьяна, область отношений — одна из самых актуальных для многих 🙂

Зауре - 29.12.2013 Ответить

Добрый вечер, Гульнара, для меня самое сложное в данный момент узнать, чего я на самом деле хочу (имеется ввиду профессиональная сфера). Цели, которые до этого времени ставились исполнились, и сейчас какой-то вакуум, не знаешь куда двигаться, чем бы с удовольствием занималась бы. Если бы знала, то цели бы сами появились 🙂

    Гульнара Эмирали - 29.12.2013 Ответить

    Зауре, Ваш запрос мне очень знаком, т.к. часто такую ситуацию рассматриваем во время индивидуальных коуч-сессий. Я обязательно поделюсь своими мыслями по поводу Вашей ситуации. До скорой встречи! 🙂

Сауле - 29.12.2013 Ответить

1.У меня часто бывает как в анекдоте и красивая и умная…а в какую сторону бежать… какую цель конкретно взять.И вроде надо деньги достойные получать и в тоже время начинается внутри борьба, что деньги
( большие)зарабатывают мужчины…Короче как только планка переваливает за 5000-7000 дол…начинается борьба, что это не моя цель! работаю над этим серьезно, сейчас уже вроде доход больше 15000, поставила себе цель 25000 в месяц…может это не цель, а какая то игра?внутренняя?
2. личной области трудно поставить….такое ощущение, что сильные мужчины вымерли как динозавры
3. всё же хотелось, чтобы рядом был достойный мужчина, с которым можно и поговорить, а не слушать его «нытьё» и просто помолчать и отлично провести время….т.е в личной области.Благодарю.

    Гульнара Эмирали - 29.12.2013 Ответить

    Сауле, спасибо за такие «вкусные» запросы 🙂 Будет о чем поговорить, точно будет! 🙂